Главная » Карьера » Стили руководства: система эффективного управления

Стили руководства: система эффективного управления

Стили эффективного руководства

Все руководители отличаются своим индивидуальным стилем управления. В зависимости от этого определяются и стили руководства. Методы могут быть различными и не принадлежать к одному направлению. В современном бизнесе приветствуется разнообразие форм. Во главу угла ставится результат.

Передовые компании оптимизируют внутренние коммуникации, создают собственные системы самообучения и резерва кадров, формируют уникальные механизмы их мотивации. Смысл этого в объединении целей предприятия и желаний сотрудника. Задача руководителя организации состоит в том, чтобы добиться положительного финансового результата с помощью современных инструментов управления персоналом.

Ответственность руководителя

Функциональных обязанностей у руководителя много. Наиболее важные – бюджетирование, реализация решений головной компании, мониторинг, коммуникация с клиентами, СМИ, контроль соблюдения законодательства, техники безопасности. Понятно, что один человек всем заниматься не должен.

Для этого существуют различные отделы, службы. Директор предприятия решает любые задачи с помощью квалифицированных менеджеров. Каждый из них имеет свою степень ответственности руководства коллективом.

Использование потенциала организации является эффективным инструментом.

Различают три уровня управления:

  1. Технический. Прямое взаимодействие менеджеров с линейными специалистами. Они решают конкретные узкие вопросы руководства группой,отделом, бригадой, сменой.
  2. Управленческий. Директор регулирует деятельность структурного подразделения (филиала, отделения, представительства). Форма организации таких подразделений имеет несколько структур, контролируемых начальниками производств, отделов, проектов.
  3. Институциональный(высший).

Власти компании наиболее ответственны за стратегический менеджмент. Виды их деятельности заключаются в контроле, анализе и управлении всей компанией. Основные направления – финансы, распоряжение ресурсами, стратегия развития, выбор рынков сбыта.

На любом уровне перед начальником ставятся конкретные задачи. Их исполнение является обязательным. Наиболее успешные быстро поднимаются по карьерной лестнице, выходят на другой уровень власти. Принцип работы высшего руководства транслируется на деятельность всех подразделений организации. Важен индивидуальный вклад каждого управленца. Только его личностные качества и грамотное руководство персоналом смогут привести предприятие к успеху.

Система К. Левина

В зависимости от системы управления компанией определяется порядок взаимодействия между сотрудниками. Принцип руководства коллективом подразумевает систему влияния руководителя на подчиненных.

Стили управления коллективом согласно К. Левину бывают:

  1. Авторитарный. Эта форма предусматривает жесткость, неприемлемость любой инициативы от подчиненных, запрет на их обсуждения решений начальства. Отличием является требовательность к подчиненным, преобладание власти, строгая дисциплина, контроль, четкая направленность на результат, равнодушие к социальным либо психологическим факторам.
  2. Демократичный. Предполагает коллегиальность, совместное обсуждение вопросов, принятие решений, творчество в ходе работы, поощрение инициативных подчиненных. Основывается на ихсамодисциплине и сознательности. Допускает гласность, активное обсуждение вопросов с персоналом, направленность на процесс, а не на результат.
  3. Либеральный. Такая формаявляется, по сути, отказом от управления. Характеризует деятельность отсутствием требовательности, элементарной дисциплины, пассивностью власти, неспособностью контролировать. Такое состояние называется попустительством.

Наблюдения К. Левина обратили внимание на проблему качества в управлении. Начались поиски методов, которые помогли бы увеличить результаты работы с одной стороны, и решить запросы работников организации с другой. В 21 веке управленец должен быть не только организатором, но и лидером. Эти два свойства связаны между собой. Какой из них важнее, трудно определить. Но недостаток одного может привести к малоэффективным результатам работы с персоналом. Каждый менеджер или представитель власти выбирает свою манеру. Но наиболее эффективным способом является выбор в зависимости от ситуации.

Система Р. Лайкерта

В середине 20-го века Р.Лайкерт предложил новую систему оценки. Согласно ей, существует 4 варианта. Один из них характеризует приоритет сосредоточения на факте работы, а другой – на человеке. Всё остальное варьируется между этими двумя понятиями.

Классификация, согласно теории Лайкерта:

  1. Эксплуататорско-авторитарный. Характеризуетначальника как самодостаточную личность, которая не доверяет своим сотрудникам, редко разрешает участвовать в обсуждении и решении вопросов. Задачи он всегда ставит сам. Основные стимулы – угроза наказания, страх увольнения. Вознаграждений нет. В организации присутствует взаимное недоверие. Это является причиной состояния противоборства власти и коллектива.
  2. Патерналистски-авторитарный. Эта форма предусматривает периодическое участие работников в принятии некоторых решений. Их мотивация осуществляется реальными вознаграждениями, потенциальными наказаниями. Иногда неформальная часть организации противостоит власти.
  3. Консультативный. Директор принимает главные стратегические решения самостоятельно. Для ихреализации привлекает, демонстрируя доверие, подчиненных. Это является поощрением за результаты работы. Поскольку участие в принятии важных решений компании повышает самооценку работников и мотивирует их. Разногласия представителей власти с коллективом минимальны.
  4. Демократический. Этаформа работы наиболее отличается доверием, активным привлечением специалистов организации к обсуждению. Основные решения могут приниматься на любом уровне, конечно с учетом компетенций сотрудника. Коммуникации хорошо выстроены не только между специалистами одного уровня, но и с представителями власти. Управленцы и подчиненные взаимодействуют совместно и конструктивно.

Какой из стилей управления самый эффективный, сложно определить. Потому как существует множество факторов, влияющих на это.

Каждый начальник выбирает для себя подходящую манеру работы. На его выбор влияет много причин. Например, количество штатных единиц, их возраст или образование, региональные особенности, документооборот, логистика и т.п. На формат взаимоотношений между органами власти и персоналом влияет психологический тип личности начальника.

Все стили руководства и типы руководителей зависят от особенностей личности. Какие типы руководителей наиболее успешны, можно понять, если посмотреть, как они управляют персоналом и к каким эффективным методам обращаются.

  1. Харизматичный лидер. Формадеятельности такого руководителя наиболее направлена на достижение высоких результатов. Волевой, уверенный в себе человек не терпит поражений или провалов. Его цель – вывести компанию на новый уровень, внедряя современные технологии. Мнение сотрудника выслушает, но совсем необязательно с ним согласится.
  2. Дипломат. Этот начальник являетсяобразцом компетентности, доброжелательности и уравновешенности. В отношениях с персоналом он всегда спокоен. Эффективным способом руководства считает коллективные виды работы.

Форма деятельности в такой организации обычно отличается командным духом.

  • Гуманист. Характеристикатакого начальника заключается в создании дружеских отношений. Сотрудников он воспринимает как одну семью и старается поддерживать с персоналом теплые отношения. Часто проводятся корпоративы, праздники. Он не использует жесткий контроль или систему штрафов, но находит какой- либо другой способ воздействия.
  • Демократ. Для такого управленца главной задачей является установление доверительных отношений с коллективом. В такой организации форма ответственности одинаково распределяется между сотрудниками и их начальством. С какой точностью специалист исполнит поручение, такова будет и форма поощрения.
  • Бюрократ. Формадеятельности такого начальника приказная, не терпящая размышлений и обсуждений. Правила, справки, отчеты составляют важную часть работы. Он предпочитает, чтобы персоналом исполнялись все инструкции и предписания.

Такое понятие как стили руководства в менеджменте еще недавно было отдельной категорией. Сейчас актуально сочетание демократического и корпоративного вариантов.

Какой формат управления, решать руководителю в зависимости от поставленной перед бизнесом цели.

О admin

x

Check Also

Нематериальная мотивация: особенности применения тактики

Нематериальная вдохновляющая мотивация персонала Вопрос повышения ответственности и самоотдачи работников без дополнительных расходов на премиальную ...

Право и социальное обеспечение: что за профессия и кем работать

Что нужно знать о профессии права и организации социального обеспечения? В чем отличия профессии права ...

Повышение производительности: суть понятия, способы оценки

Производительность труда и пути её повышения На любом производстве и в каждой организации есть те, ...

Управление персоналом: особенности организации процесса

Секреты эффективного управления персоналом Успех любого предприятия зависит от сотрудников. Именно они являются его основным ...

Неформальный лидер в коллективе: какими качествами должен обладать

Как стать неформальным лидером Лидеры бывают разные. Лидерство некоторых подчеркнуто должностью. Генеральный или исполнительный директор ...

Мотивация трудовой деятельности: наиболее эффективные системы

Мотивация и стимулы трудовой деятельности Трудовая мотивация – стимулирование персонала организации (предприятия) с целью повышения ...

Можно ли уволиться в отпуске без отработки: нормы трудового права

Можно ли уволиться во время отпуска? В Трудовом кодексе уже давно описаны требования, согласно которым ...

Мотивация менеджеров по продажам: схема и советы специалистов

Повышение мотивации менеджеров по продажам Для успеха и получения прибыли важна мотивация менеджера по продажам, ...

Методы управления персоналом: особенности руководства коллективом людей

Управление персоналом: эффективные методы взаимодействия с сотрудниками Каждый руководитель хочет, чтобы в организации, вверенной или ...

Инструменты и методы мотивации персонала

Современные методы мотивации персонала: повышаем производительность на работе Со временем то, что могло мотивировать сотрудников, ...

Личная мотивация: самый быстрый путь к развитию и эффективности

Личная профессиональная мотивация – кратчайший путь к успеху Адепты современной психологии убеждены: чтобы стать успешным ...

Лидерские качества руководителя: на что стоит обратить внимание

Лидерские качества успешного руководителя Лидерские качества менеджера считаются довольно востребованными на сегодняшний день. Они окажутся ...

Мотивационное письмо: для чего нужно и как его составить

Как составить мотивационное письмо Каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой поиска работы. Большинство ...

Мотивация и стимулирование: особенности понятий и их различие

Мотивация и стимулирование персонала Каждый человек сталкивается с таким явлением как успех. Как добиться его ...

Как выбрать офисное кресло для руководителя

Как выбрать офисное кресло: делаем правильный выбор! Как выбрать сидение себе по статусу, а ещё ...

Мотивация сотрудников: способы повышения эффективности деятельности

Искусство управлять сотрудниками: мотивация для успеха бизнеса Каждый хороший руководитель понимает, что коллектив его сотрудников ...

Мотивация к работе: советы успеха в профессиональной деятельности

Мотивация: как повысить эффективность персонала и привить ему любовь к работе Результативность любых управленческих решений ...

Как проводить собеседование: рекомендации менеджерам

Как проводить эффективное собеседование Мало кто из нанимателей знает, как проводить собеседование с максимальной пользой ...

Стимулирование персонала: практические рекомендации

Как стимулировать персонал Стимулирование персонала – целенаправленная и скоординированная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей работников ...

Как стать руководителем: тайны успешных управленцев

Как стать эффективным и коммуникабельным руководителем? Назначение на руководящую должность – это не только приятное ...

Как стать хорошим руководителем: полезные практические советы

Как стать хорошим руководителем и настоящим лидером в коллективе? Мудрый наставник и вдохновитель или жёсткий ...

Как сплотить коллектив на работе: советы и рекомендации

Как сплотить коллектив на работе Далеко не каждый руководитель знает, как сплотить коллектив. В случае ...

Какие вопросы нужно задавать кандидату на собеседовании

Какие вопросы задают на собеседовании при приеме на работу? Что бы такого спросить у кандидата, ...

Как управлять людьми: особенности грамотного манипулирования

Как искусно управлять людьми Искусство управлять людьми может быть полезным не только для тех, кто ...

Рейтинг@Mail.ru