Главная » Карьера » Мотивация сотрудников: способы повышения эффективности деятельности

Мотивация сотрудников: способы повышения эффективности деятельности

Искусство управлять сотрудниками: мотивация для успеха бизнеса

Каждый хороший руководитель понимает, что коллектив его сотрудников нуждается не только в указаниях, инструкциях и ежемесячной получке. Современные свободные и образованные люди хотят систематического повышения и будут эффективно работать там, где им действительно нравится, где их деятельность приносит и пользу, и моральное удовлетворение.

Развитие науки управления обусловило способы мотивации персонала, понимание которых позволит создать из подчинённых сильную и сплочённую команду, где все вместе и каждый по отдельности будут приносить существенную пользу своей организации.

Как работает мотивация?

Социолог Фредерик Херцберг, проводя исследование эффективности работы сотрудников на одном из заводов, пришёл к интересному заключению: персонал стал выполнять качественнее свои обязанности не столько из-за улучшения освещения рабочих мест, сколько из-за внимательного отношения к себе. Именно это положило начало серьёзному научному открытию, связанному с мотивацией подчинённых руководством.

Херцберг считает, что можно разделить факторы, влияющие на работников, на две группы.

  • Гигиенические. Они связаны с выполнением обязательств перед сотрудниками руководством компании (заработная плата, комфортные условия труда, выходные дни и отпуска, предписанные законом). Обычно люди воспринимают их как данность, не имеют привычки радоваться таким вещам, но, например, при задержке зарплаты, негодуют.
  • Мотивационные. Это факторы неожиданные и приятные, например, премия за успешно сданный проект или отгул, связанный с тем, что работник приложил свой труд к заключению важного контракта.

Однако мотивационные факторы имеют свойство со временем переходит в гигиенические, особенно, если какое-то поощрение начинает происходить регулярно. Именно на этом основан феномен, свойственный для сотрудников корпораций, где материальные поощрения – регулярное и обыденное дело. Сначала все радуются повышению вознаграждения за успешный проект, потом ждут такого же и дальше. Если руководство перестанет материально мотивировать подчинённых премиями и бонусами, они будут разочарованы, и продуктивность труда снизится.

Поэтому глава организации должен владеть различными методами, подталкивающими к повышению качества работы, уметь их сочетать и применять в нужных ситуациях. Только в этом случае коллектив станет командой, которая делает общее дело и идёт к важной цели.

Какой бывает мотивация?

Мотивационные методы обычно подразделяют на материальные и нематериальные. Думающий руководитель понимает, что далеко не все вопросы можно решить с помощью денег. Поэтому он станет использовать и те, и другие методы, стремясь, чтобы подчинённые трудились эффективно, а компания продолжала развитие. Важным моментом является и то, что материальное поощрение воздействует обычно на одного сотрудника, а нематериальные инструменты – на коллектив в целом. А для достижения общей цели работникам нужно единство.

Инструменты мотивации

Нельзя сказать, что какой-то вид мотивации важен, а какой-то – нет. Именно в сочетании и серьёзном отношении руководителя к этой сфере своей работы таится успех компании.

Как можно мотивировать работников?

  • Бонусами и премиями. Самый распространённый и действенный способ. Однако, чтобы он не стал обыденностью, которой ждут, регулярно получают и при этом не желают улучшать свои показатели, премия должна быть приурочена к конкретному событию (конец года, сдача отчётов, выполнение заказа, заключение контракта). Желательно, чтобы руководство объяснило, в каком случае каким будет размер вознаграждения. Например, при выполнении плана на 80% сумма такая-то, а при 100%-ном успехе она удваивается.
  • Скидки или выгодные контракты со сторонними фирмами на услуги для сотрудников, льготный абонемент в тренажёрный зал или в бассейн, возможность в определённый день посетить кинотеатр семьёй по льготному билету или возможность приобрести фермерские продукты раз в неделю с выгодой – всё это говорит подчинённым о том, что руководитель думает и заботится о них. Однако нужно помнить о том, что через некоторое время такие моменты начинают восприниматься как должное и перестают мотивировать.
  • Компенсации. К этому виду мотивации относятся такие вещи, как возмещение трат на мобильную связь, бензин, техобслуживание автомобиля, проезд на общественном транспорте. Уважающие себя компании добавят к этому медицинскую страховку, иногда есть возможность дать работнику путёвку на море. Однако мотивацией может послужить элементарный чайник, холодильник, микроволновка или удобный диван в кабинете – важные моменты, который могут повысить работоспособность подчинённых.

  • Персональная устная похвала. Каждому человеку важно знать, что он востребован, его ценят. Поэтому руководитель не долен пренебрегать этим инструментом. Похвала может быть и индивидуальной, но лучше сделать это публично, так как отличившийся в глазах коллектива сотрудник обязательно захочет стремиться к большему, продолжать своё профессиональное развитие и идти дальше.
  • Письменная похвала – диплом, благодарность, грамота. Такая мотивация более долгосрочна, она остаётся в портфолио работника на годы, служит ему поддержкой в трудные моменты. Вручать такой документ нужно обязательно публично, встав из-за стола, пожать руку сотруднику и поблагодарить за труд. Хорошим жестом будет грамотно зачитать бумагу, чтобы все услышали, за что именно она дана.
  • Памятный подарок. Многие успешные руководители пользуются этим инструментом мотивации. Вручаемый предмет совсем не обязательно должен быть дорогим, главное, чтобы сотрудник почувствовал неравнодушное к себе отношение.
  • Нетрадиционный подход к мотивации. Если вы видите, что кто-то из подчинённых работает плодотворно, но его характер не располагает к стандартным методам поощрения, хорошим шагом будет, например, закупка особых материалов или оборудования, которое пригодится ему в работе. Такой подход можно применять к трудоголикам, которые «живут» работой.
  • Личный контакт. Какой бы большой и солидной ни была ваша корпорация, стоит предоставить возможность разговора с руководством всем подчинённым, даже тем, кто стоит на нижней ступени. Директора, который не «чинится», не скрывается постоянно за спинами охраны и секретарей, может по-человечески поговорить с работником, уважают гораздо больше.

А как мотивировать коллектив?

Чтобы подчинённые были единой, слаженной командой, нужно повышать их сплочённость. Для этого используются специальные мотивационные инструменты.

  • Корпоративные мероприятия. Некоторым руководителям кажется, что развитие компании может происходить и без общих праздников. Это большое заблуждение. Собирая подчинённых по неформальному поводу, можно быть уверенным, что они станут более близко и дружественно общаться, причём, и на рабочие темы. А тогда и общее дело пойдёт другими темпами. Корпоративные мероприятия – это не только Новый Год в кафе и 8-е Марта с шампанским в офисе. Экскурсии и походы, пикники, театральная премьера вместе сплотят сотрудников.
  • Корпоративное обучение. Это очень мощный стимул для думающих и желающих сделать карьеру работников. Профессиональное развитие должно происходить постоянно, тогда и качество труда улучшается. Карьерный рост тоже во многом зависит от того, как часто повышает свою квалификацию сотрудник. Полученные знания подталкивают к тому, чтобы применить их на практике. И, конечно, можно сказать с уверенностью, что руководству не нужно экономить на обучении собственного персонала – это вклад в развитие компании.
  • Корпоративные тренинги. Тим-билдинг. Методы объединения сотрудников в настоящую команду, пришедшие к нам с Запада – это то, чем пренебрегать не стоит. Люди под вашим началом очень разные, и далеко не всегда можно заставить их работать сообща. Тим-билдинг – буквально «строительство команды» – позволяет снять психологические барьеры, сблизиться друг с другом именно в процессе общего дела. Развитие своего коллектива – хорошая инвестиция в его успех.

Настоящий руководитель понимает, что под его началом трудятся не рабы, а свободные, образованные и думающие люди, которые уважают себя и хотят выполнять работу качественно. Осознание того, что нужно сотруднику, умение заинтересовать результатами деятельности, раскрыть перед ним цель работы и удачно смотивировать на дальнейшее развитие – вот задачи, которые стоят перед любым начальством.

О admin

x

Check Also

Организаторские способности: как стать лидером

Организаторские способности руководителя Любое лицо, наделенное властью, должно иметь организаторские способности. Как наемные руководители, так ...

Нематериальная мотивация: особенности применения тактики

Нематериальная вдохновляющая мотивация персонала Вопрос повышения ответственности и самоотдачи работников без дополнительных расходов на премиальную ...

Право и социальное обеспечение: что за профессия и кем работать

Что нужно знать о профессии права и организации социального обеспечения? В чем отличия профессии права ...

Повышение производительности: суть понятия, способы оценки

Производительность труда и пути её повышения На любом производстве и в каждой организации есть те, ...

Управление персоналом: особенности организации процесса

Секреты эффективного управления персоналом Успех любого предприятия зависит от сотрудников. Именно они являются его основным ...

Неформальный лидер в коллективе: какими качествами должен обладать

Как стать неформальным лидером Лидеры бывают разные. Лидерство некоторых подчеркнуто должностью. Генеральный или исполнительный директор ...

Мотивация трудовой деятельности: наиболее эффективные системы

Мотивация и стимулы трудовой деятельности Трудовая мотивация – стимулирование персонала организации (предприятия) с целью повышения ...

Можно ли уволиться в отпуске без отработки: нормы трудового права

Можно ли уволиться во время отпуска? В Трудовом кодексе уже давно описаны требования, согласно которым ...

Мотивация менеджеров по продажам: схема и советы специалистов

Повышение мотивации менеджеров по продажам Для успеха и получения прибыли важна мотивация менеджера по продажам, ...

Методы управления персоналом: особенности руководства коллективом людей

Управление персоналом: эффективные методы взаимодействия с сотрудниками Каждый руководитель хочет, чтобы в организации, вверенной или ...

Инструменты и методы мотивации персонала

Современные методы мотивации персонала: повышаем производительность на работе Со временем то, что могло мотивировать сотрудников, ...

Личная мотивация: самый быстрый путь к развитию и эффективности

Личная профессиональная мотивация – кратчайший путь к успеху Адепты современной психологии убеждены: чтобы стать успешным ...

Лидерские качества руководителя: на что стоит обратить внимание

Лидерские качества успешного руководителя Лидерские качества менеджера считаются довольно востребованными на сегодняшний день. Они окажутся ...

Мотивационное письмо: для чего нужно и как его составить

Как составить мотивационное письмо Каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой поиска работы. Большинство ...

Мотивация и стимулирование: особенности понятий и их различие

Мотивация и стимулирование персонала Каждый человек сталкивается с таким явлением как успех. Как добиться его ...

Как выбрать офисное кресло для руководителя

Как выбрать офисное кресло: делаем правильный выбор! Как выбрать сидение себе по статусу, а ещё ...

Мотивация к работе: советы успеха в профессиональной деятельности

Мотивация: как повысить эффективность персонала и привить ему любовь к работе Результативность любых управленческих решений ...

Как проводить собеседование: рекомендации менеджерам

Как проводить эффективное собеседование Мало кто из нанимателей знает, как проводить собеседование с максимальной пользой ...

Стимулирование персонала: практические рекомендации

Как стимулировать персонал Стимулирование персонала – целенаправленная и скоординированная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей работников ...

Как стать руководителем: тайны успешных управленцев

Как стать эффективным и коммуникабельным руководителем? Назначение на руководящую должность – это не только приятное ...

Как стать хорошим руководителем: полезные практические советы

Как стать хорошим руководителем и настоящим лидером в коллективе? Мудрый наставник и вдохновитель или жёсткий ...

Как сплотить коллектив на работе: советы и рекомендации

Как сплотить коллектив на работе Далеко не каждый руководитель знает, как сплотить коллектив. В случае ...

Какие вопросы нужно задавать кандидату на собеседовании

Какие вопросы задают на собеседовании при приеме на работу? Что бы такого спросить у кандидата, ...

Как управлять людьми: особенности грамотного манипулирования

Как искусно управлять людьми Искусство управлять людьми может быть полезным не только для тех, кто ...

Рейтинг@Mail.ru