Главная » Ребенок » Детство в буддийском монастыре

Детство в буддийском монастыре

Эти дети не живут с родителями, у них нет плюшевых мишек, они не играют в компьютерные игры и почти не смотрят мультиков. С 5 утра до 9 вечера они учатся, и совсем не тому, чему учат детей на Западе. Но жалеть их не нужно: маленькие буддийские монахи выглядят счастливее многих своих ровесников.

Детство в буддийском монастыре

Нам удалось побеседовать с Ламой Карма Озер, старшим монахом монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг, расположенного в Непале, неподалеку от знаменитой ступы Боднатх. Ка-Ньинг Шедруб Линг – или, как его здесь называют, Белый монастырь – один из самых образцовых тибетских монастырей. Возглавляет его известный во всем мире учитель тибетского буддизма Чокьи Нима Ринпоче.

– Почему родители отправляют детей в монастырь?

– Буддизм живет в Непале уже несколько тысяч лет. Его последователи уверены: становясь монахом, человек приносит огромную пользу себе, своей семье и стране. Так что если хотя бы один из детей в семье способен быть монахом, родители счастливы.

А сами дети охотно оставляют свой дом?

– Некоторые дети сами очень хотят стать монахами, настаивают на этом, даже если семья отправляет их в школу. А некоторые, проведя здесь какое-то время, уходят, и это нормально. Быть монахом – путь не для всех.

Вы принимаете всех детей?

– К сожалению, наши возможности пока не позволяют взять всех желающих – к нам ведь едут со всех Гималаев. Сейчас у нас обучается более ста двадцати монахов в возрасте от 7 до 15 лет.

Легко ли дети привыкают к новой жизни?

– Первое время многие очень скучают по дому, плачут. Мы стараемся создать такую атмосферу, чтобы они почувствовали себя здесь дома. Обычно им требуется недели две, чтобы привыкнуть, а потом они втягиваются: новые друзья, учеба… Скучать становится некогда. Через несколько месяцев, когда предлагаем им поехать домой на каникулы, многие говорят: Я хочу остаться в монастыре, у меня здесь друзья, мне интересно с ними играть!



Во что они играют? В монастыре есть игрушки?

– Игрушек как таковых нет. А играют они в те же игры, что дети играли всегда – бегают, бросают мяч. Мы не думаем, что им нужно что-то еще: они много двигаются, общаются друг с другом. В результате вырастают здоровыми и открытыми людьми. Это лучше, чем часами играть в компьютерные игры.

Вы считаете, что компьютерные игры – это вредно?

– Думаю, что в большом количестве – да. Я видел детей, которые только и делают, что сидят в комнате и играют. Они не общаются друг с другом, и в результате чувствуют себя обособленными. Им трудно делиться с другими, проявлять тепло в общении. К тому же, многие компьютерные игры основаны на агрессии – драках, войнах. Впечатление от таких игр откладывается в уме, а потом проявляется в виде тревог, страхов, нервозности. Это может сказаться даже во взрослом возрасте: когда у человека нет гармонии с миром, его жизнь пронизана чувством одиночества и незащищенности.

А кино дети в монастыре смотрят?

– По выходным, если захотят. Мы выбираем для них познавательные фильмы, в основном – географические. А самые маленькие любят индийские мультфильмы.

Что вы делаете, если дети не слушаются?

– Если, например, ребенок выходит за территорию монастыря, учителя ему объясняют, что это опасно, и что и мы, и семья за него беспокоимся. Как правило, первого предупреждения хватает. В самом крайнем случае вызываем родителей. Иногда отправляем ребенка на полдня посидеть одному в комнате, подумать. При этом главное, чтобы ребенок чувствовал любовь учителя, даже когда тот сердится.

Детство в буддийском монастыре

Я читала, что раньше в монастырях детей наказывали палкой.

– Когда-то так было. Сейчас мы этого не делаем.

В чем особенность монастырского обучения?



– Это – не образование ради образования. Наша главная цель в том, чтобы дети выросли счастливыми и принесли пользу миру. В данном случае, это означает – научились применять учение Будды в повседневной жизни.

Как в соответствии с учением Будды вырастить счастливого человека?

– Будда говорил, что гармонию и опору нужно искать в своем сердце. Внешние явления обманчивы и переменчивы. Тот, кто полагается на них, неизбежно будет страдать, независимо от материального состояния и положения в обществе. Так, мы видим много успешных людей, у которых есть все, что они пожелают, но они не очень-то счастливы. Путь к гармонии лежит через познание своего собственного ума, умение преобразовывать разрушительные эмоции – гнев, неведение и зависть – и быть теплым, сердечным человеком.

Как построено образование?

– Пять-шесть лет дети учатся в начальной школе. При этом, семилетние могут сидеть за одной партой с пятнадцатилетними, если они начали учиться в один год. С 5 утра до 9 вечера дети изучают разные предметы: чтение, письмо, английский язык, и, прежде всего, письменный тибетский язык, на котором написаны традиционные буддийские тексты и ведутся ритуалы.

Далее – средняя школа, она занимает три года. В это время ребята изучают буддийскую философию, ритуалы, учатся лепить торма (фигуры из масла и муки, используются как подношения во время ритуалов) и играть на ритуальных инструментах.

Далее у них есть выбор: можно пройти философский курс, который длится 9 лет, и стать лопоном (учителем), а затем, через несколько лет, возможно, кхенпо (наставник, глава монашеской общины). Можно остаться работать в монастыре или пойти в трехлетний ретрит (уединенная медитация).

С какими сложностями вы сталкиваетесь, когда ученики становятся подростками?

Детство в буддийском монастыре



– Конечно, это трудный возраст: у человека начинаются очень сильные эмоциональные качели. Кроме того, подростки подвержены дурному влиянию, и мы стараемся оградить их от этого. Объясняем ребятам, что увлечение алкоголем и наркотиками – это недальновидно и может разрушить красоту их будущего. Если человек дальновиден и заинтересован в духовном образовании, то он и сам знает, что дисциплина – в его интересах. Ему нравится вести себя правильно, в этом случае он собой доволен.

– А если дипломированный монах захочет уйти из монастыря, жениться?

– Большинство наших учеников понимают, что мирская жизнь только внешне выглядит привлекательной: если посмотреть глубже, в ней обнаружится много трудностей, много ответственности. Но если человек, понимая все это, действительно хочет уйти, мы не возражаем. Такое случается, хотя и не часто, примерно раз-два в год. Мы счастливы, что дали человеку образование, и теперь он может делиться знаниями с другими. Например, стать нагпа (лама-мирянин). Для нас главное, чтобы наш ученик никогда не оставлял медитацию, и я сейчас говорю не только о непосредственно занятиях ею. Медитация означает осознанность, наблюдение за своим умом и правильное поведение в любой момент повседневной жизни.

– Какое поведение вы воспитываете в монахах?

– Доброту к другим. Нам всем свойственно считать себя самыми главными: например, стоит нам чуть заболеть, и мы сразу так нервничаем! Наш мир делится на мы и другие, свои и чужие. С помощью образования и медитации мы постепенно избавляемся от этих ограничений, учимся распространять любовь не только на ближнее окружение, но и на всех живых существ. Развиваем в себе так называемую безусловную любовь.

Нужно ли обладать верой, чтобы стать монахом?

– Сам по себе буддизм – не столько религия, сколько наука об уме (когда тибетцы произносят слово ум, они показывают на сердце). Он основан не на вере, а на стремлении открыть правду посредством личного опыта и размышлений. Так, чтобы понять все о лимоне, недостаточно прочитать о нем и его увидеть: нужно почувствовать вкус. Так же и здесь – если человек открыл правду учения Будды, почувствовал его вкус – тогда у него появляется непоколебимая уверенность. А на пути к этому открытию верить не обязательно: вполне нормально быть скептиком.



С чего начинается понимание учения Будды?

– Учение Будды основано на понимании пустоты всех явлений, то есть – на их взаимозависимости и изменчивости. Каждое событие не существует само по себе, отдельно от других: оно обусловлено множеством факторов. Все, что проявляется, имеет причины и следствие, и, кроме того, постоянно изменяется.

Это только на поверхностный взгляд мир выглядит постоянным: если вглядеться пристально, перемены происходят каждую секунду. Так, мы с вами уже не совсем те люди, что начали этот разговор. Мы за это время изменились, хотя можем этого и не чувствовать. Нужно много учиться и медитировать, чтобы действительно понять, как все это работает.

Детство в буддийском монастыре

Какому видению мира учат в монастыре?

– Этот взгляд отличается от западного. На Западе люди уверены: существует только то, что можно увидеть глазами. Мы же основываемся на философском учении Будды, Абидхарме. Оно говорит, что наше человеческое восприятие очень ограниченно, а пространство – безгранично. Существует очень много миров, которых мы в силу своей ограниченности видеть не можем. Вот мы сейчас с вами сидим, и вы, наверное, думаете, что в пространстве вокруг нас – пусто. А Абидхарма говорит, что нас постоянно окружает множество существ, которых мы не видим. Звучит странно? Но ведь если мы просто посмотрим в микроскоп, то увидим мир совсем другим.

Принимаете ли в монастырь западных детей?

– Если ребенок заинтересован и его семья согласна, то почему бы нет? Учение Будды – для всех.

История монашества от учителя Шераба Гьямтцо

Я родом из Тибета, а мы, тибетцы, уверены в истинности учения Будды. Мама привела меня в монастырь, когда мне было 11 лет. Спросила, хочу ли я остаться там. Я испугался: Значит, я останусь, а ты уедешь? Она сказала: Нет, я буду жить рядом. Сначала мне было страшно: я стеснялся, ведь я ничего не знал о монастырской жизни, вокруг были какие-то чужие люди. Но когда мама отвела меня к Чоки Нима Ринпоче (Ринпоче – драгоценный учитель), я сразу почувствовал себя хорошо. Тот спросил: Хочешь быть монахом? Я кивнул, хотя не очень представлял, что это значит – быть монахом. В монастыре мне вскоре понравилось, он стал для меня домом. Через три года мама вернулась в Тибет, а я остался здесь, в Непале.



В детстве я почти не выходил за территорию монастыря: зачем? Здесь я учился, играл с друзьями.

Учиться мне вначале не очень нравилось. Я любил бегать и лепить торма. Интерес к учебе проснулся, когда я стал постарше и поступил в шедру.

Сейчас я – учитель, а это значит, что я отвечаю за жизнь и поведение детей, за их будущее. Стараюсь учить так, чтобы им было интересно, ведь я по себе знаю, каково быть непоседой. Учителя в монастырях, как правило, весь урок только говорят, а детям трудно долго слушать, не отвлекаясь, поэтому я разбавляю уроки разговорами с моими учениками, мы обсуждаем буддийские тексты не только с традиционной точки зрения, но и делимся друг с другом своими мыслями.

Закончила Литературный институт, работаю обозревателем в разных журналах, а также перевожу с английского фильмы. Последние три года я сочетаю работу с путешествиями по Азии. Много времени провожу в Непале: из всего восточного многообразия меня больше всего интересует тибетский буддизм.

О admin

x

Check Also

Детский планшет MonsterPad – спасение от маленьких монстриков

Дети 3-7 лет Большинству родителей знакомо трепетное предчувствие неизбежного, когда ребенок в очередной раз требует ...

Детский мат: как реагировать родителям

Дети 3-7 лет Ребенок впервые сказал неприличное слово. Сначала это может показаться смешным. Но когда ...

Детский костюм Снегурочки своими руками

Детский карнавальный костюм Снегурочки – один из самых популярных новогодних костюмов. Его легко можно сделать ...

Детский дисбактериоз: как узнать и чем лечить

Дети 3-7 лет Заботясь о здоровье и правильном развитии ребенка, многие родители уделяют максимум внимания ...

Детский день рождения: праздник для кого?

Каждый ребенок ждёт свой день рождения. Это подарки, веселье, поздравления, торт со свечами и непременно ...

Детский день рождения: куда пойти

День рождения у ребенка должен быть таким, чтобы при рассказе о нем загорелись глаза, причем ...

Детский день рождения: как это было в СССР

В Советском Союзе на день рождения не заказывали необычных тортов и не запускали фейерверки. Не ...

Детские суициды: как научить детей просить о помощи —

Дети старше 7 лет Россия оказалась на третьем месте по количеству детских самоубийств. Что толкает ...

Детские ссоры: чего не стоит делать родителям —

Дети старше 7 лет Моей 10-летней дочери на школьной площадке поставили фингал. Она позвонила мне ...

Детские солнцезащитные средства

Дети 3-7 лет Оправдано ли применение солнцезащитных средств у детей? Вредно это или полезно? Или ...

Детские руки должны быть чистыми

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш был счастливым и здоровым. Поэтому мамы следят за тем, ...

Детские рисунки и несуществующие проблемы

Дети 3-7 лет Всем известно, что психологи умеют читать детские рисунки. Кроме того, некоторыми ключами ...

Детские прозвища: как на них реагировать

Дети 3-7 лет Дети часто дают друг другу клички. Иногда они обидны для ребенка, порой ...

Детские программы из 90-х, которых нам не хватает

Современных детей телевидение изрядно балует, а ведь еще 20 лет назад все было иначе. Во ...

Детские прически: коса твист

Сегодня будем учиться плести косу еще одним способом. Называется она твист. Детская прическа уникальна прежде ...

Детские новогодние елки в Москве 2017

Перед Новым годом все родители мечтают подарить своим детям настоящую сказку. Сделать это можно, посетив ...

Детские неврозы: ищем выход

Дети 3-7 лет Неврозы у детей — достаточно серьезная проблема, несмотря на то, что заболевание ...

Детские наказания: 4 можно и 8 нельзя

Обойтись совсем без наказаний мечтает каждая мама, но порой одних объяснений и убеждений оказывается недостаточно. ...

Детские купальники: 5 вредных советов

Дети 3-7 лет Что только ни делают малыши на пляже: барахтаются в воде, валяются в ...

Детские кудряшки: состричь нельзя оставить

1 год — 3 года У годовалой дочки шелковистые локоны почти до плеч и можно ...

Детские колики: ищем решение

1 месяц — 6 месяцев Проблемы с животиком у новорожденных нередко становятся причиной плача, беспокойства ...

Детские карнавальные костюмы своими руками

Карнавальный детский костюм своими руками – это весело и здорово. К тому же в этом ...

Детские игры, которые уходят в прошлое —

Дети старше 7 лет Современные дети очень много знают о компьютерных играх, но оказавшись на ...

Детские десерты: легко делать — вкусно есть

Дети 3-7 лет Все детки без исключения любят что-нибудь вкусненькое. Как порадовать своего ребенка не ...

Рейтинг@Mail.ru