Вы здесь

Сегодня нередко можно встретить на улице ребенка в очках. И хотя близорукость не относится к разряду опасных для жизни и здоровья патологий, радости от нее, как известно, дети не испытывают ни в физическом, ни в моральным плане. Да и в целом неполноценное зрение, по мнению педагогов, ограничивая восприятие окружающего мира, сдерживает интеллектуальное развитие формирующейся личности.
"Зри в корень", - следуя этому наставлению Козьмы Пруткова, перечислим причины прогрессирующей близорукости. В числе первых - условия, в которых обитает растущий организм, наследственная предрасположенность ребенка и, вполне естественно, различные общие заболевания.
Глаз по своей природе солнечен, и поэтому с первых дней жизни маленького человека для правильного функционирования и совершенствования зрительного восприятия ему необходимо обеспечить оптимальную освещенность окружающего пространства. Даже дневной сон малышей лучше проводить в условиях большого количества света.
Серьезное внимание надо уделять глазам ребенка в возрасте одного-полутора лет. В этот период чрезвычайно важно проверить остроту зрения, протестировать малыша на наличие близорукости или другой патологии. Если обнаружатся отклонения, следует максимально ограничить ребенку зрительную работу. В детской комнате должно быть светло, желательно, чтобы у малыша были крупные и ярко окрашенные игрушки. А еще надо активизировать двигательную (физическую) активность.
Для правильного "зрительного" воспитания детей врачами-окулистами предложена и осуществляется в масштабах области новая методика целенаправленной подготовки органов зрения у воспитанников детских дошкольных учреждений к режиму дня учащихся.
В последние годы наблюдается тенденция к раннему обучению детей грамоте. С одной стороны это хорошо. Но с другой... В связи с ранним обучением детей близорукость начала "молодеть" и часто протекает с неблагоприятным исходом. Учеными доказано, что одной из причин миопии является ослабление мышечного аппарата глаза, связанное с увеличением зрительной нагрузки. При этом происходит перенапряжение глазодвигательных мышц, возникают неприятные ощущения в лобной части головы и висках, резь в глазах, боли в надбровных дугах, переходящие в головную боль. В итоге выясняется: ребенок начинает хуже видеть и его надо пересаживать поближе к классной доске. В таких случаях следует сразу ограничить зрительную деятельность младшеклассника, повысить его двигательную активность. Необходимо перенести информационную нагрузку с глаз на органы слуха, чаще делать перерывы в ходе учебного процесса.
То же касается выполнения домашнего задания. Пусть ваши сын или дочь просто походят по комнате, разомнутся, чаще переводят взор на уличные пейзажи. Полезны в данном случае и систематические занятия спортом.
Правильное питание - тоже мера предупреждения близорукости. Особенно необходимы для глаз витамины В2 и А.
Забота родителей - правильно установить стол для занятий. Он должен стоять у окна, и так, чтобы свет падал с левой стороны. Необходима настольная лампа. Следует предупредить вредную привычку детей подолгу сидеть у телеэкрана, много читать при любом освещении, да еще лежа. В данном случае семья много может сделать для того, чтобы у детей сохранилось нормальное зрение.
Ну а если уже не углядели? Если близорукость уже развилась? Тут единственный выход - очки.
Известный общественный деятель России Анатолий Васильевич Луначарский, страдавший близорукостью, лет до 13-ти лишен был возможности следить за тем, что писали на классной доске, рассматривать географические карты, наблюдать за физическими опытами, даже участвовать в развлечениях и играх своих одноклассников. Впоследствии он вспоминал, что в его жизни произошла большая перемена, когда он, наконец, надел очки: все окружающее ожило, заиграло красками.
Еще раз напомним: при близорукости надо постоянно носить очки и регулярно наблюдаться у окулистов, исполнять все советы врача и проводить курсы тренировочных упражнений для глазных мышц в условиях глазного кабинета или дома по специальным методическим указаниям, но под строгим наблюдением детского окулиста.