Порядок и условия назначения пенсии госслужащим
Социальная защита посредством предоставления пенсионного пособия гарантирована всем труженикам РФ без исключения.
При этом, учитывая, что некоторые категории сотрудников заняты в специфических отраслях, имеющих особенности труда, связанных и с психологическими нагрузками, и иными факторами производственного процесса, законом предусмотрен льготный порядок оформления и выплаты пенсий.
В частности, речь идет о государственных служащих, обеспечение пенсией которых имеет свои особенности.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
Кто является государственным служащим. Законодательное регулирование вопроса
В частности, в порядке ст.9 ФЗ №58 служащими являются:
-
работники федеральных служб, утвержденных Указом Президента №1574, а именно сотрудники министерств, а также судебной и исполнительной власти;
- служащие, принятые в гос. структуры на региональном уровне, то есть те же гос. регистраторы, сотрудники различных инспекций, соц. защиты населения и пенсионного фонда;
- военные служащие, в частности полиция, налоговая и пожарная инспекция, а также другие виды военизированных формирований, призванных обеспечивать соблюдение закона.
При этом учитывая специфику труда госслужащих, которая предполагает общение со всеми слоями населения, что ведет к повышенной психологической нагрузке, не говоря уже о риске получения травм и ранений, для оговоренной категории лиц предусмотрен индивидуальный порядок назначения пособий, выражающийся в оформлении пенсии одновременно по 2-м основаниям.
Так в частности, в соответствии с ч.5 ст.3 ФЗ №166 лица данной категории имеют право на назначение двух пособий, а именно:
- пенсии по выслуге (ст.7 ФЗ №166);
- части пенсии по возрасту (ст.19 ФЗ №400).
При этом служащие также как и другие граждане РФ имеют право и на другие виды пособий, в частности, при ограничении физических возможностей в порядке ст.9 ФЗ №400 либо ежемесячную компенсацию при утрате близкого лица, являющегося кормильцем в порядке ст.10 ФЗ №400 с возможностью продолжать трудиться на благо РФ и дальше, и с правом перехода на льготную пенсию уже при расторжении правоотношений в связи с достижением возрастного предела.
Порядок и условия назначения пенсионного обеспечения
Порядок выхода на пенсию по выслуге государственных служащих регулируется нормами ст.7 ФЗ №166, где в частности сказано, что обязательными условиями для предоставления льготного пособия являются:
- Наличие стажа занятости в госструктурах как минимум на протяжении 15 лет и общего стажа труда 25 и 20 лет для служащих обоих полов.
- Достижения пенсионного предела, а именно 55 и 60 лет для женщин и мужчин либо предельного возраста службы, составляющего 65 лет в порядке ст.25.1 ФЗ №79.
- Расторжения правоотношений в связи с выходом на заслуженный отдых именно с государственной должности по следующим основаниям:
- по собственной воле или соглашению с руководством;
- оптимизации кадрового расписания, что подразумевает сокращение;
- в связи с невозможностью исполнять прежние обязанности в виду приобретения инвалидности либо изменений условий договора;
- назначения на выбранную должность.
При этом стаж гос. службы принимается в совокупности, что подразумевает временные перерывы, но при условии, что к моменту ухода на отдых служащий имеет 15 лет выслуги и ко времени оформления пособия отработал на благо государства последние 12 месяцев.
Также одним из условий оформления государственной пенсии является предоставление данных, которые подтверждают возможность оформления и получения пособия.
В частности, служащий при обращении в ПФ по месту регистрации должен представить:
-
заявление установленного образца;
- паспорт;
- ИНН;
- труд. книжку;
- справку о доходах на протяжении последних 12 месяцев;
- копию приказа об освобождении от должности;
- военный билет;
- справку обо всех гос. должностях с указанием периода занятости;
- справку о подтверждении регистрации и имеющемся составе семьи;
- справку об отсутствии назначения пособия других видов.
Как уже говорилось ранее, на основании ст.3 ФЗ №166 служащие вправе рассчитывать на одновременное назначение 2-х видов пособий, а именно:
- по выслуге в полном объеме;
- части пособия по старости.
При этом размер пенсии служащего напрямую зависит от получаемого ранее заработка. Так в частности, во исполнение норм ч.1 ст.14 ФЗ №166 размер пособия по выслуге равняется 45% от прежней средней оплаты из расчета 15 лет стажа. При наличии занятости более длительной продолжительности, за каждый дополнительно отработанный год добавляется еще по 3%, но не свыше 75% в общем, что в принципе равняется 25 годам службы на благо РФ.
Также учитывая заслуги перед страной и особый порядок материального обеспечения, расчет среднего дохода служащего производиться в порядке Постановления №818, в соответствии с которым принимаются следующие виды доходов:
-
оклад;
- различные надбавки, к примеру, за выслугу;
- доплаты за труд в особых условиях, в частности, за работу с секретными материалами;
- премии;
- отпускные и мат.помощь к ним же;
- периоды нетрудоспособности.
При этом учитывая, что у руководящего состава, а также у ряда других служащих средняя оплата труда составляет достаточно солидную сумму, законом установлен лимит на учет средней оплаты труда при назначении пенсии. Так в частности, в соответствии со ст.21 ФЗ №166 размер средней зарплаты не может превышать 2,8 установленного оклада в общей совокупности, что в ряде случаев приводит к небольшому снижению общего уровня средней оплаты труда.
Также во исполнение норм ст.19 ФЗ №400 гос. служащие имеют право и на получение части страховой пенсии, которая исчисляется в порядке норм, определенных ст.17.1 ФЗ №400. В частности, к учету принимается суммированная часть страховых взносов, перечисленных служащим за последние 12 месяцев до выхода на пенсию, а не вся сумма, внесенная на протяжении трудовой деятельности.
То есть по сути, те же 26 процентов (ст.425 НК РФ) от заработной платы, которые будущий пенсионер перечислял последний год, и будут добавлены ему к льготной пенсии по выслуге на госслужбе, разделенные уже на меньшие суммы, учитывая, что пенсию по выслуге госслужащий будет получать не год, а до конца жизни либо перехода на пенсию по старости.
Следует отметить еще один нюанс при определении размера будущий пенсии служащего, а именно применение районных коэффициентов, которые при наличии северного стажа также учитываются при установлении пенсии и влияют на ее размер, учитывая, что размер средней заработной платы с учетом северной надбавки все таки выше.
В соответствии с ФЗ №400 порядок оформления пенсии по любому из установленных видов одинаков для всех и для льготных категорий тружеников, и для обычных работников. Так в частности, будущий пенсионер должен обратиться за начислением пенсии в ПФ РФ по месту жительства либо официальной регистрации с пакетом документов, оговоренных выше и только с момента, когда может документально подтвердить все условия оформления пособия по определенному виду от стажа до достижения пенсионного возраста.
В свою очередь работникам ПФ РФ в соответствии с утвержденным регламентом дано 10 дней на изучение полученных данных на предмет достоверности либо запрос дополнительных сведений в порядке ст.21 ФЗ №400. Если же будущий пенсионер предоставил не полный пакет документов, срок изучения и назначения пособия продлевается на три месяца до полного формирования и проверки поданных документов, учитывая, что может понадобиться направление запроса посредством почты в самые отдаленные уголки РФ.
При этом в порядке ст.22 ФЗ №400 пособие служащему назначается с момента регистрации заявления независимо от того, какой период понадобится для полного подтверждения стажа, декада или месяц, и перечисляется ежемесячно в полном объеме за текущий месяц, причем без учета календарной даты подачи документов на основании ст.26 ФЗ №400.
Несмотря на то, что гос. служащие могут оформлять пособие в льготном порядке по выслуге, далеко не все служащие используют такую возможность, в виду того что размер пенсионного пособия даже с частью пенсии по старости сравнительно невелик, особенно если стаж госслужбы составляет немногим более 15 лет. Именно поэтому многие изначально оформляют пенсию по старости, размер которой значительно выше с учетом и общего стажа, и фиксированной выплаты, а также стоимости ИПК, который ежегодно увеличивается.
При этом уже несколько лет на законодательном уровне поднимается вопрос об увеличения размера пособия гос. служащим либо проведении индексации ее части, что собственно на уровне предложений и остается в связи с тем, что подобных затрат бюджет РФ может и не выдержать. Ведь в соответствии со ст.25 ФЗ №166 пенсия служащих напрямую зависит от размера оплаты занятости в период осуществления трудовой деятельности, следовательно, для того чтобы повысилась пенсия у служащих вышедших на законный отдых, требуется повысить размер окладов действующих сотрудников.
А так как в виду экономического положения РФ и дефицита ПФ РФ перерасчет окладов государственных служащих был заморожен до 2018 года, ожидать повышения пенсий в 2017 году именно пенсионерам-служащим вряд ли стоит. Более того в соответствии с Приложением 5 к ФЗ №400 оформить пенсию гос. служащим по выслуге будет немного сложнее, учитывая, что льготный стаж был повышен на 6 месяцев, начиная с текущего 2017 года.
В порядке ст.23 ФЗ №400 служащий имеет право на несколько видов пособий, а именно:
-
по выслуге в виду льготного стажа;
- инвалидности;
- утрате кормильца;
- по старости.
Причем пособия по инвалидности и утрате кормильца государственный служащий может получать без отрыва от непосредственной службы, а вот при достижении 60 и 55 лет и желания оформить пенсию по выслуге, от оговоренных пенсий придется отказаться, так как данной категории граждан, возможно, получать одновременно только 2 вида пособия, а именно по выслуге и части пособия по старости.
То есть перерасчет уже назначенной пенсии будет произведен только в том случае, если государственный служащий изъявит желание путем подачи заявления перейти на другой вид пенсии, в частности на пенсию по выслуге с ранее назначенной пенсии по инвалидности, либо на пособие по возрасту в полном объеме уже после оформления льготного пособия в порядке норм, определенных в ст.23 ФЗ №400 и ст.24 ФЗ №166.
О повышении пенсионного возраста для государственных служащих смотрите в следующем видеосюжете:
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Виды и правила оформления льгот для работающих пенсионеров
Виды, размеры и правила получения надбавок к пенсионному обеспечению
Выбор надежного и прибыльного негосударственного пенсионного фонда (НПФ)
Разделы
Бесплатная консультация юриста
Москва и область
Санкт Петербург и область
Copyright © 2016. Posobie-Help — помощь и консультации по всем видам пособий и льгот
Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.