Главная » Карьера » Мотивация трудовой деятельности: наиболее эффективные системы

Мотивация трудовой деятельности: наиболее эффективные системы

Мотивация и стимулы трудовой деятельности

Трудовая мотивация – стимулирование персонала организации (предприятия) с целью повышения эффективности его деятельности. Проще говоря, это побуждение к работе. Так какие же мотивы трудовой деятельности существуют, и как правильно организовать систему стимулирования? Какова политика вознаграждения в разных странах?

Методы и модели трудовой мотивации

Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности может производиться разными способами. Согласно современной классификации, существует три типа методов стимулирования персонала:

  • прямые экономические мотивы (оплата обучения, повременная и сдельная оплата, премия за отсутствие невыходов на работу и рационализацию, участие в прибыли);
  • косвенные экономические мотивы (доплаты за стаж работы, льготное питание, пользование транспортом и жильём);
  • социальные мотивы (безопасные условия труда, возможность повышения квалификации, служебного роста, гибкий рабочий график).

Впрочем, первую и вторую группу можно объединить, получив тем самым две основные категории – материальные и нематериальные вознаграждения. Раньше работников было принято поощрять надбавками и премиями, путёвками, возможностью бесплатного лечения. Сейчас акцент в управлении сместился в сторону нематериальных благ. Многих соискателей, устраивающихся на работу, наряду с достойной оплатой труда интересует возможность творческой самореализации, продвижения по карьерной лестнице.

К эффективным социально-психологическим методам трудовой мотивации относятся:

  • потребность работать в дружном, отзывчивом коллективе;
  • стремление самоутвердиться (характерно для высококвалифицированных работников молодого и среднего возраста);
  • желание быть самостоятельным (присуще индивидуальным предпринимателям);
  • мотивы стабильности и справедливости;
  • желание приобрести новые знания, опыт;
  • соревновательный принцип (преобладает в корпоративной культуре компаний США и Канады).

Трудовая мотивация персонала является объектом изучения уже семьдесят лет. Одним из первых теорию стимулирования сотрудников разработал американский социальный психолог Дуглас Мак-Грегор. Свои идеи об управлении он изложил в книге «Человеческая сторона предприятия» (1960). За основу психолог взял наработки другого мыслителя – инженера Фредерика Тейлора. В свою очередь, идеи Мак-Грегора в 80-х годах прошлого века развил и дополнил американский учёный японского происхождения Улияма Оучи.

Концепция Мак-Грегора–Оучи включает три теории – X, Y и Z.

  • Первая модель управления (X) предполагает применение к персоналу в качестве стимулов мягких (поощрение, убеждение) и жестких (наказание, контроль) форм принуждения. Такое поведение со стороны менеджмента обусловлено убеждением, что среднестатистический работник не любит трудиться, и его надо заставлять.
  • Согласно теории Y, работа – такое же естественное и комфортное занятие для человека, как игра или отдых. Именно поэтому стимулировать людей к труду нужно не угрозой наказания и внешним контролем, а вознаграждением, выданным по итогам труда.
  • По теории Z, разработанной Оучи, человека мотивируют как биологические, так и социальные потребности. Сотрудники предпочитают работать в группе, а ответственность нести индивидуально. Задача управления – постоянно заботиться о сотрудниках, осуществлять неформальный контроль на основе чётких критериев. Стимулами для работника могут быть: обеспечение долгосрочного найма, самообразование, служебный рост (лучше медленный).

Как показывает практика, каждая из таких моделей управления и трудовой мотивации имеет право на жизнь.

Основные требования к организации системы мотивации

Задача современного менеджмента – создавать на рабочем месте наиболее благоприятные условия для раскрытия потенциала персонала. Окружающая обстановка должна формировать у работника сознательное отношение к труду, а также представление, что его деятельность является источником карьерного и профессионального роста.

При построении системы стимулирования на предприятии необходимо учитывать, что мотивация поведения в процессе трудовой деятельности должна носить дифференцированный и комплексный характер. С одной стороны, определяясь с вознаграждением, обязательно нужно учитывать потребности каждого работника. С другой стороны, такая система поощрений персонала должна включать разные стимулы: индивидуальные и коллективные, материальные и социальные.

В зависимости от изменений, происходящих в коллективе и обществе, политику управления, касающуюся мотивации, надо периодически пересматривать. В то же время неизменными должны оставаться базовые принципы организации системы стимулирования персонала:

  • Предоставление всем членам коллектива равных возможностей для карьерного роста.
  • Применение одинаковых для всех критериев результативности труда, наличие чёткой и понятной системы оценивания персонала.
  • Прямая зависимость между итогами труда и величиной оплаты. Признание личного вклада в общее дело.
  • Создание для всех категорий работников надлежащих условий по безопасности труда и защите здоровья.
  • Обеспечение возможности развиваться профессионально (внедрение программ обучения, отправка на курсы повышения квалификации).
  • Поддержание в коллективе доверительной атмосферы. Наличие двусторонней коммуникативной связи между представителями управления и подчинёнными.

Системы мотивации сотрудников в России, Японии, Западной Европе и США

В России, где собственная корпоративная культура только складывается, управление пока находится на низком уровне. А между тем, достижение лояльности персонала в условиях, когда рабочая нагрузка увеличивается, а оплата остаётся на прежнем уровне, является одной из приоритетных задач для руководства. Так какая же мотивация трудовой деятельности зачастую встречается в российской реальности? К наиболее популярным способам стимулировать сотрудников относятся: сжатая рабочая неделя, гибкий график, возможность работать дистанционно, используя персональный компьютер. На предприятиях, функционирующих по старинке, персонал поощряют путёвками, тринадцатой зарплатой, почётными грамотами.

Общеизвестно, что прорыв в области управления организаций был составляющей японского экономического чуда. Работа в сознании жителей страны восходящего солнца является важнейшей составляющей жизни. Японские сотрудники редко уходят на больничный, часто работают сверхурочно и не в полном объёме используют отпуск.

Откуда такое рвение? Частично его диктует трудовая мотивация. Так, в Японии действует принцип пожизненного найма, то есть должность, зарплата человека напрямую зависят от количества лет, проработанных в организации. Компании предоставляют сотрудникам льготы, назначают денежные вознаграждения (как минимум дважды в год), оплачивают обучение. Руководство предприятий всячески поощряет активное общение внутри коллектива.

В европейских странах распространена оплата труда по единой тарифной сетке. В Испании, Италии, Франции ЕТС применяют на отраслевом уровне. В Германии ставки оплаты труда определяются на региональном уровне и ежегодно фиксируются в соответствующих отраслевых соглашениях. В Швеции придерживаются солидарной политики зарплат. В то же время в Западной Европе действует система гибкой оплаты труда. Мотивация трудовой деятельности производится несколькими способами: через выплату комиссионных, индивидуальных премий, по схеме программы разделения прибыли. Управление может вознаграждать персонал и нематериально: давать льготы, связанные с рабочим графиком, проводить внутрифирменные праздники, выражать признательность.

Похожая мотивация поведения в процессе трудовой деятельности распространена и в США. В сложившейся там системе стимулов к работе преобладают материальные вознаграждения. Сотрудников, проявляющих самостоятельность и инновационный подход, поощряют высокими премиями. Заинтересованность персонала в продажах стимулируют получением процентов от каждой сделки. Такое управление кардинально отличается от японского: среди американского руководства квалификация, возраст и стаж работника ценятся гораздо меньше, чем инициативность.

О admin

x

Check Also

Организаторские способности: как стать лидером

Организаторские способности руководителя Любое лицо, наделенное властью, должно иметь организаторские способности. Как наемные руководители, так ...

Нематериальная мотивация: особенности применения тактики

Нематериальная вдохновляющая мотивация персонала Вопрос повышения ответственности и самоотдачи работников без дополнительных расходов на премиальную ...

Право и социальное обеспечение: что за профессия и кем работать

Что нужно знать о профессии права и организации социального обеспечения? В чем отличия профессии права ...

Повышение производительности: суть понятия, способы оценки

Производительность труда и пути её повышения На любом производстве и в каждой организации есть те, ...

Управление персоналом: особенности организации процесса

Секреты эффективного управления персоналом Успех любого предприятия зависит от сотрудников. Именно они являются его основным ...

Неформальный лидер в коллективе: какими качествами должен обладать

Как стать неформальным лидером Лидеры бывают разные. Лидерство некоторых подчеркнуто должностью. Генеральный или исполнительный директор ...

Можно ли уволиться в отпуске без отработки: нормы трудового права

Можно ли уволиться во время отпуска? В Трудовом кодексе уже давно описаны требования, согласно которым ...

Мотивация менеджеров по продажам: схема и советы специалистов

Повышение мотивации менеджеров по продажам Для успеха и получения прибыли важна мотивация менеджера по продажам, ...

Методы управления персоналом: особенности руководства коллективом людей

Управление персоналом: эффективные методы взаимодействия с сотрудниками Каждый руководитель хочет, чтобы в организации, вверенной или ...

Инструменты и методы мотивации персонала

Современные методы мотивации персонала: повышаем производительность на работе Со временем то, что могло мотивировать сотрудников, ...

Личная мотивация: самый быстрый путь к развитию и эффективности

Личная профессиональная мотивация – кратчайший путь к успеху Адепты современной психологии убеждены: чтобы стать успешным ...

Лидерские качества руководителя: на что стоит обратить внимание

Лидерские качества успешного руководителя Лидерские качества менеджера считаются довольно востребованными на сегодняшний день. Они окажутся ...

Мотивационное письмо: для чего нужно и как его составить

Как составить мотивационное письмо Каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой поиска работы. Большинство ...

Мотивация и стимулирование: особенности понятий и их различие

Мотивация и стимулирование персонала Каждый человек сталкивается с таким явлением как успех. Как добиться его ...

Как выбрать офисное кресло для руководителя

Как выбрать офисное кресло: делаем правильный выбор! Как выбрать сидение себе по статусу, а ещё ...

Мотивация сотрудников: способы повышения эффективности деятельности

Искусство управлять сотрудниками: мотивация для успеха бизнеса Каждый хороший руководитель понимает, что коллектив его сотрудников ...

Мотивация к работе: советы успеха в профессиональной деятельности

Мотивация: как повысить эффективность персонала и привить ему любовь к работе Результативность любых управленческих решений ...

Как проводить собеседование: рекомендации менеджерам

Как проводить эффективное собеседование Мало кто из нанимателей знает, как проводить собеседование с максимальной пользой ...

Стимулирование персонала: практические рекомендации

Как стимулировать персонал Стимулирование персонала – целенаправленная и скоординированная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей работников ...

Как стать руководителем: тайны успешных управленцев

Как стать эффективным и коммуникабельным руководителем? Назначение на руководящую должность – это не только приятное ...

Как стать хорошим руководителем: полезные практические советы

Как стать хорошим руководителем и настоящим лидером в коллективе? Мудрый наставник и вдохновитель или жёсткий ...

Как сплотить коллектив на работе: советы и рекомендации

Как сплотить коллектив на работе Далеко не каждый руководитель знает, как сплотить коллектив. В случае ...

Какие вопросы нужно задавать кандидату на собеседовании

Какие вопросы задают на собеседовании при приеме на работу? Что бы такого спросить у кандидата, ...

Как управлять людьми: особенности грамотного манипулирования

Как искусно управлять людьми Искусство управлять людьми может быть полезным не только для тех, кто ...

Рейтинг@Mail.ru
Текст перед ссылками: хранение вещей стоимость Текст после ссылок: